Организация работы по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание в школе-интернате при содействии Русской Православной Церкви.
Направления работы по духовно-нравственному воспитанию:
1.Плодотворное сотрудничество со Спасо-Преображенским Храмом в лице настоятеля протоиерея отца Владимира Иваановича Соловьева
в рамках работы по программе «Учимся жить» для начальной школы: празднование великих Православных праздников (Рождество, Пасха, Троица), экскурсии в Храм, творческие занятия, встречи со священником для детей и родителей;
2. Взаимодействие с Ресурсным Центром по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому образованию на базе МАОУ гимназии №2.
В школе-интернате рганизована продуктивная деятельность по привлечению к работе Центра воспитанников школы – интерната, основанная на оказании помощи детям, которые испытывают проблемы в познании окружающего мира, с трудом приобретают моральный опыт, часто характеризуются размытыми представления о добре и зле.
Совместная работа районного ресурсного центра и школы – интерната, способствовала организации уникального по сути взаимодействия гимназистов и воспитанников с ОВЗ. Вся работа проходит с благословления Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Наши образовательные учреждения находятся в непосредственной близости с духовными историческими святынями – Староярмарочным Собором и Храмом Александра Невского. Гимназисты проводили экскурсии к Храмам, они учили наших воспитанников, как правильно вести себя в храме, показали важные для православного человека иконы, в одно из посещений дети слушали церковное пение, а колокольный звон сопровождает нашу школьную жизнь повседневно.
Участие в православных театральных фестивалях «Канавинские соборяне», «Пасха Красная» совместно с гимназистами позволило нашим детям проявить себя в самых разнообразных видах креативной деятельности: театральная, в том числе постановка кукольного спектакля, музыкальная, фольклорная на основе воспроизведения обрядового ритуала, нравственно – трудовая (продуктивная деятельность, например, воспитанники мастерили макеты колоколен, украшенные пасхальными яйцами, куклы). Главный итог этой работы: наполнение детской памяти незыбываемой радостью и теплотой православного праздника, желание стать лучше, добрее. Ценность такого участия неоспорима.
Таким образом, реализация приоритетов совместной деятельности духовно - нравственного содержания на базе районного ресурсного центра позволила приступить к решению целого спектра жизненно важных для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья задач, а именно:
- Наметить пути формирования гармоничной духовно-здоровой личности ребенка, имеющего нарушения развития, а также и здорового сверстника.
- Формировать навыки межличностного общения детей с нарушениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками и здоровых ребят с детьми, имеюшими психо-физические особенности с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
- Воспитывать средствами театрально-музыкального искусства, нравственно – трудовой деятельности чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.
- Формировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Создавать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. Работа с семьями:
- духовное кормление семей -молебны, беседы священства с родителями, помощь в подготовке родителей и детей к Таинствам церкви;
Основные проблемы семей с «особенными» детьми - как преодолеть вынужденную изолированность детей-инвалидов от их здоровых сверстников, как помочь родителям таких детей укрепить семью, преодолеть потерю веры в себя, в своего ребенка, как верно справляться с конкретно выявленной проблемой здоровья и развития в условиях семьи и многие другие. Цель деятельности -оказать семьям духовную помощь, психолого-педагогическую поддержку, тем самым помочь родителям детей с нарушениями в развитии в преодолении трудной жизненной ситуации. Вся эта работа организована при участии священнослужителя.
4.социокультурная адаптация: совместное проведение крупных мероприятий и праздников семей детей-инвалидов с семьями нормально развивающихся детей Воскресных групп Собора. Это организация целевых экскурсий по культурно-историческим местам и православным храмам г.Нижнего Новгорода, паломнические поездки по святым местам Нижегородской области.